«Боящийся несовершен в любви»

Размышления над статьей Геннадия Матюшова

Андрей Костерин 
Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия? 
1 Ладога 
10.11.2021 1390
Фото: из личного архива автора

Прежде всего, хочется поблагодарить автора за превосходную статью «Спасет ли трусость мир от коронавируса?», а редакцию РНЛ – за ее публикацию. Не со всеми утверждениями статьи можно безоговорочно согласиться, но главная духовная проблема – «реабилитация трусости» – высвечена верно. Посему давайте немного поразмышляем в заданном направлении.

Мир переживает поистине глубокую трансформацию, которую многие аналитики не без оснований называют «антропологическим переходом». Такие глубинные трансформации человечество испытывало неоднократно: как в сторону возвышения человека (новозаветные заповеди, наставляющие на путь любви), так и в сторону духовной деградации (легализация мамонического культа в эпоху Модерна).

Реабилитация трусости – это вторая фаза человеческой деградации, его дальнейшее (необратимое?) оскотинивание. В качестве важнейшего социального регулятора насаждается «основной инстинкт» – животный страх за собственное здоровье и жизнь. Страх и паника специально нагнетаются СМИ, доводя население до той температуры массового психоза, когда разум отключается и человеком начинает руководить только он – СТРАХ. Страх разобщает людей, превращая дружные коллективы (и семьи!) в толпы бесноватых, шарахающихся друг от друга одиночек. Страх разрушает веками сложившиеся институты и привычки, устанавливая новую норму общежития – дистанционно, на социальной дистанции, в маске. Страх заставляет искать спасения бренного тела в новых, спешно создаваемых неоязыческих культах. Страх формирует новую политическую культуру: через «укол лояльности», который на наших глазах из медицинской процедуры превращается в инструмент социальной манипуляции, узаконивается режим «санитарного тоталитаризма». Наконец, страх меняет этику человеческого поведения, поощряя прямое принуждение, слежку, доносительство и преследование инакомыслящих.

Суть насаждаемого нового миропорядка – формирование «нового человека». Людей в прямом смысле сажают на иглу, которая отныне является средоточием социальных гарантий, доступ к которым будет обеспечиваться через сложно устроенную систему QR-кодов. Смысл и назначение нового «обряда» будет в одном – подтверждение лояльности и получение заветного кода.

Где царствует страх, – там нет места любви. Христиане прекрасно знают одно место, где владычествует страх – это ад. Культивируя и насаждая страх, власти вольно или невольно строят ад – как в каждой стране, так и в целом на планете. Но об этом мы узнаем наверняка, когда ворота окончательно захлопнутся. Тогда уже не будет возможности «откатить назад», ибо мы сами, поддавшись страху, послушно дали себя развести и повести на убой. Другого шанса «свободного выбора» (на который наивно рассчитывают многие верующие, что к ним персонально придёт сатана и будет их «испытывать»), возможно, больше не представится. Потому что мы уже сделали свой выбор, впустив в себя страх и передав ему бразды правления «свободной» волей.

Чтобы этого не случилось – надо пресекать всякое чувство страха. Надо поддерживать и культивировать практики русского общежительного уклада, когда менее всего думаешь о себе, любимом, а больше радеешь за «други своя» и «общее дело», – т.е. служишь Литургию. А если уйдет страх, уйдет и хворь – это общеизвестный принцип, который нами почему-то напрочь позабыт. Коллективный иммунитет против страха – вот в чём наше земное спасение; гарантия того, что мы сами себя не загоним в ад.

Восемьдесят лет назад советский народ встал перед страшным духовным испытанием – противостоять пришедшему грозному врагу или сдаться на милость (как сдались Франция и Чехия). 4 года народ терзали горе, лишения и страшные потери. И еще терзал страх – животный, отупляющий и изводящий. Но наши предки выстояли и победили – в первую очередь потому, что не поддались страху, а отважно пошли навстречу страху, на встречу с лютым врагом.

Богобоязненный христианин испытывает и должен испытывать Страх Господень, который не даёт верующему впасть в опасную прелесть самообольщения. Но должен ли христианин поддаваться земным страхам? На этот счет апостолы нам дают весьма четкие и недвусмысленные указания.

Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней несвободы и несовершенства. О страхе, как признаке несовершенства, говорит апостол Иоанн: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4: 18). О страхе, как признаке несвободы, говорит апостол Павел, напоминая христианам: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8: 15). Земной страх – показатель серьёзного нездоровья в духовной жизни, и по грозному предупреждению апостола Иоанна участь боязливых не менее страшна, чем смертных грешников: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8).

Преподобный Иоанн Лествичник поучает, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твёрдой надежды» (Лествица, 21.3). Преподобный Исаак Сирин продолжает: «Человек боязливый даёт о себе знать, что страждет двумя недугами, то есть жизнелюбием и маловерием. А жизнелюбие – признак неверия» (Слова подвижнические, 75). На связь страха с недостатком веры указал и Христос, когда сказал апостолам, испугавшимся бури: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8: 26).

Да, мы – маловерные, нас постоянно терзают и мучают страхи, от которых нельзя избавиться «легким движением руки». Но если твёрдо знать, что нельзя поддаваться земным страхам, которые ведут к верной погибели, можно нащупать спасительный путь посреди обрушившейся со всех сторон и гаджетов «панической атаки»: надо противостоять трусам и паникёрам, культурно расстреливать их: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Лк. 3: 7).

Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», г. Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

36. Ответ на 33, Советский недобиток:

И Фауст мозг питал глюкозам


Молекула глюзовы не знает, на что ее потратит мозг )) может, на горделивое самоутверждение. Любая пища, как и телесная сила, амбивалентна: может быть истрачена на что угодно.
В.Р. / 16.11.2021 22:07

35. Ответ на 34, С. Югов:

потому, что и эти виды деятельности «косвенно» увеличивают и т. д. их богатство


со временем и напрямую, не только косвенно
В.Р. / 16.11.2021 22:04

34. Капитал, т.2. "Пошлая беллетристика этих молодчиков в их полемике против Смита показывает только, что они являются представителями «образованного капиталиста», тогда как Смит был истолкователем откровенно грубого буржуа-выскочки. Образованный буржуа и его рупор, оба до такой степени тупоумны, что они значение всякой деятельности измеряют ее [411] воздействием на кошелек. С другой стороны, они являются настолько образованными, что признают также и такие функции и виды деятельности, которые не имеют ничего общего с производством богатства, и притом признают их потому, что и эти виды деятельности «косвенно» увеличивают и т. д. их богатство, словом, выполняют «полезную» для богатства функцию."

Экономические и гражданские законы в христианском мире, особенно западном, но и восточном тоже - всегда зависели от сложившихся источников дохода сильных мира сего, от сложившихся способов принуждения, и лишь в малой степени все это было смягчено христианской моралью. Ничем принципиальным дивный новый мир пока не выделяется. Появились в 19в молодые люди, зарабатывающие более своих отцов - вот и переписали под них законы. Понадобился им свободный секс без ответственности - переписали законы. Не захотели они служить в армии правителей - и тут пошли им навстречу. Чего только не сделаешь ради экономического роста. Хотите на этом фоне поговрить о феодальном праве и принуждении? да пожалуйста. Лишь множество бенефициаров было меньше. Но принципиальной разницы нет.
С. Югов / 16.11.2021 14:17

33. Ответ на 18, В.Р.:

хотя живой душе трудно посетить храм независимо от ее тела, но формально я прав: ограничения власть устанавливает только для тела.

Маргарита
Ах, не найти мне слов,
Чтоб убедить тебя! Ты и святых даров
Не чтишь.
Фауст
Я чту их.
*********************************
И власть Их чтит. Как Фауст. Но разве неизвестно ей, что через нашу кровь и тело в нас входят Те Дары Его?
И Фауст мозг питал глюкозами) цу хаузе по дням воскресным, подальше от попов нерусских?))

32. Ответ на 21, Полтораки:

Поэтому, если оно не заблокировано «дремучей» традицией (вот он, главный внутренний локус!) изнутри


Нет. Бездумие может быть фактором инерции и основой стабильности, но это не внутренний локус. Внутренний - это когда субъекту понятна суть окружающего мира в нужной ему для жизни мере, не меньшей чем кухарке понятно устройство кухни. Это психологический настрой + практические познания. Пример. "Лечение" АД таблетками, не снижающими смертность - это магия, уверение себя в том, что лечишься. А вот снижение холестерола, воздействие на рецепторы блокаторами, стентирование и шунтирование, а если время превенции упущено, то тогда стентирование в острой фазе инфаркта, как сейчас наконец-то стало принято в Мск - это прямое наступление на причину явления, истинно внутренний локус контроля. И это воздействие реально делает чудеса, указывая, что понимание сути явления близко к исчерпанию. Но поскольку пределов совершенству нет, то программа максимум - полная превенция, до которой еще далеко.

Сциентизм и прогрессизм, на которые Вы так уповаете, есть не более чем иррациональная вера в науку – сродни вере в чародеев, чудеса и прочие фокусы.


Вы путаете рациональное понимание с магизмом и карго-культом. В продолжение примера выше: атенолол, блокатор раннего поколения, не воздействуя на смертность, был суррогатом лечения. Как бы психотерапия, вроде как лечение, на самом лделе - ни о чем. Если Вы хотите поговорить о порочности сцентизма - ну так можно упомянуть нестационарные системы, медицинский пример выше это про стационарную. Но зачем разговор о динамике там, где возможно приведение системы в полный порядок с предсказуемостью? Разумно обсуждать вопрос в конексте явлений, которые правда непредсказуемы (и наповал убивают ожидания бюргера). Где я утверждал стационарность всего мира?
В.Р. / 11.11.2021 15:37

31. Ответ на 21, Полтораки:

Власть должна задумываться и о будущем, т.е. иметь образ будущего, а также цели и смыслы, далеко превосходящие короткую человеческую жизнь


Вообще-то, если они планируют динамику мат.ресурсов на промежуток более одного поколения, это уже много. А вот навязывать свою философию другим людям.. Андрей, Вы и не только Вы находите ценностные поползновения у нынешних правителей. Но сами, по сути претендуете на определение ценностей у вверенного (в теории) населения. Это глубокое противоречие в концепции. Власть - это мирской механизм. Если ее дизайн дозволяет неограниченно и непосредственно воздействовать на ценности, то надо полагать, трон может быть в любой момент занят носителями чуждых Вам ценностей. Ибо нет приципиальных тому препятствий в мире неисповедимого будущего. Нот я бы перевел разговор в иное русло. Современная "культурная" политика давно не находится в западных странах в руках власти. Она - у "образованного класса". Вы в курсе, сколь критично я отношусь к сему понятию, обозначающему коллективного бенефициара - образованных эксплуататоров необразованного населения. Вот если Вы поменяете модус, именно модус, к разговору о "гегемонии", то это будет куда более современный разговор. Современный - при условии, что в мыслимом Вами общества будущего не будет монополии государства, а важные Вам функции - будут рассредоточены для устойчивости системы, сравнимой с устойчивостью современного запада, который внутри не на силе полиции держится, ващета. Да, Сталин полагался на государство, для сталинистов это догма. Мао экспериментировал с иными формами, хотя неудачно. Современный тренд уже однозначно сдвинулся к рассредоточению силы, хотя есть отдельные тонкости имплементации. Но что истина в текущей версии мира лежит на этом поле - однозначно. Это определяет и Вашу стратегию, в противном случае придется проводить лишнюю мыслительную работу там, где ее можно избежать. В частности, тогда все мои прошлые выпады насчет "пирамиды" потеряют смысл.
В.Р. / 11.11.2021 15:18

30. Ответ на 22, Полтораки:

Наука – инструмент. Цель ее применения зависит от того, у кого этот инструмент в руках (или в щупальцах, если говорить о киборгах).


Мы упираемся в тот же самый вопрос: зачем к жизни вечной (или хотя бы земной жизни "иного" рода) приглашать безверующих, которые вольны сами организовать свою жизнь как хотят? И да, средства - это только средства. Кто-то говорит "Господи не дай мне умереть покуда не выросли мои дети", а кто-то просит Господа о чем-то менее душераздирающем - но мы не можем знать, что Ему угодно. Промысл совершенно трансцендентен. Ранжируя наблюдаемые нами людские ценности, мы занимается прямым богоборчеством, ведь мыслящие люди, согласно религии, созданы Богом. Бороться с неугодной мыслью или образом жизни насилием - невозможно. Если нам кажется, что кто-то живет слишком материальной жизнью - борясь с ним, мы боремся с Богом, создавшим всяких людей, втч таких, которых иные образованные ничтоже сумняшеся назовут животными. Мне ближе совершенно другой подход: способствовать человеческому образованию, невзирая на его богоборческие последствия (это обращено к собеседникам-христианам). Образованный очевидно принимает полную ответственность за свои деяния. Если разум - истинная ценность, то образование есть истинная взрослость. Путь же научения людей морали оказался тупиковым: он не уменьшал преступность и не способствовал снижению эксплуатации. Бедные необразованные люди всегда становятся жертвами более образованных хищников, лишь манипулиряующих своими подопечными в корыстных целях. С точки зрения христианства, способность души к восприятию моральных принципов ценится выше образования. Однако осознанное моральное поведение человека не получается программировать никаким способом, вот в чем главная проблема. Это как психотерапия: "прямое" внушение логическими формулировками - как правило, не работает. "Оставь книгу у дороги" - лучшего пути не знаю. Ибо любой властитель, манипулирующий необразованными, неспособными противостоять - рано или поздно начнет обращаться с людьми как с вещами, то есть примерит на себя роль Бога. Вот это наблюдение, как мне кажется, Вы или игнорируете, или даже откровенно не принимаете, веруя, что где-то в каких-то питомниках можно вырастить "идеального" богобоязненнооого правителя, не покушающегося на Богово. Я про такой питомник не слыхивал. Даже сонм авторитетных и прозорливых старцев в окружении такого правителя сей печальный закон (запрограммированный свойствами человека) не изменит ни на йоту.
В.Р. / 11.11.2021 14:54

29. Ответ на 23, Полтораки:

Если же мы говорим о буржуазной власти, то она идет еще дальше, учреждая экономические и гражданские законы, идущие вразрез с евангельскими заповедями


Экономические и гражданские законы в христианском мире, особенно западном, но и восточном тоже - всегда зависели от сложившихся источников дохода сильных мира сего, от сложившихся способов принуждения, и лишь в малой степени все это было смягчено христианской моралью. Ничем принципиальным дивный новый мир пока не выделяется. Появились в 19в молодые люди, зарабатывающие более своих отцов - вот и переписали под них законы. Понадобился им свободный секс без ответственности - переписали законы. Не захотели они служить в армии правителей - и тут пошли им навстречу. Чего только не сделаешь ради экономического роста. Хотите на этом фоне поговрить о феодальном праве и принуждении? да пожалуйста. Лишь множество бенефициаров было меньше. Но принципиальной разницы нет.
В.Р. / 11.11.2021 14:25

28. Ответ на 22, Полтораки:

Или П.А.Флоренский тоже обскурант?


Нет конечно, о П.Флоренский не обскурант, а скажем так, продвинувшийся на пути, по которому и Вы сейчас идете, и я явно назвал это путь не-обскурантистским (и был на этом форуме единственным, кто аргументами (а не эмоциями) спорил с называющими Вашу позицию обскурантистской).

«Худшими» условия, в которые мы «загоняем» человечество, считают только неисправимые либералы, для коих любой намек об общественном благе – тоталитаризм и тирания


Нет, Андрей. В мире борются "либеральные" капиталисты (условный запад) с "антилиберальными" капиталистами (китайскими, российскими, турецкими или еще какими). И те и другие - глобальные хищники, использующие труд разной степени подневольности, ИИ и вообще весь инфернальный набор. Лишь занятые ниши различают их между собой. Либеральные используют ультрапрогрессистскую и (псевдо)социалистическую демагогию, антилиберальные - умеренно-прогрессисткую, либо крайне правую (если работают на западную аудиторию) либо псевдокоммунитарную и псевдоклерикальную (работая на незападные общества). Суть их различий - в характере найма, тонкостях использования экономического роста, нишах экономики итп. От идей, важных для Вас, оба типа сильных мира сего - одинаково далеки. Не тешьтесь тем, что упомянутые "антилибералы" с Вами. Это такие же прогрессисты, только совмещающие технический прогресс с более архаическими типами эксплуатации, которые еще не отжили свое и могут кому-то приносить доход. Как только отживут - эти методы будут оставлены повсеместно. все не приносящее дохода, отбрасывается. Притчу о смоковнице наверное буржуи понимают на свой лад.
В.Р. / 11.11.2021 14:15

27. Ответ на 21, Полтораки:

Третьих, пожалуй, большинство будет


Конечно. У нас в России большинство - бедно и имеет иные первоочередные проблемы выживания, помимо ковида. Я не говорю, что это рациональная установка, тк вакцины помогают независимо от достатка. Но сейчас речь не об эффективности или неэффективности постоянной вакцинации, а о самоощущении людей.
В.Р. / 11.11.2021 13:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Андрей Костерин
Без социализма Россия погибнет
Ответ на статью Геннадия Матюшова
05.01.2022
Бритва Салливана: «ООН, выйди вон!»
Размышления на полях «Саммита за демократию»
25.12.2021
Разночинец на распутье
Размышления над статьей Рустема Вахитова «Интеллигенция и мещанство, или два лика русского разночинства»
13.12.2021
Горит ли тундра у Греты Тунберг?
К итогам экологического саммита в Глазго
20.11.2021
«Боящийся несовершен в любви»
Размышления над статьей Геннадия Матюшова
10.11.2021
Все статьи Андрей Костерин
Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?
Гайдаровский форум – дискуссия единомышленников о «нарисованном благополучии»
Выступления на Гайдаровском форуме вызывают удивление экстравагантными оценками и дифирамбами об успехах
15.01.2022
Пандемия: в чём лукавство?
В оценках разделились даже афонские старцы
15.01.2022
Сладкое слово «инквизиция» душе покоя не даёт!
Как «Собор православных мирян» пытается стать самочинным контролёром над иерархами
14.01.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Георгий
15.01.2022 23:35
Русофил – в тюрьме, русофоб – во власти
Новый комментарий от Русский Иван
15.01.2022 20:29
«Ельцин-центр» в Москве всё же проталкивают
Новый комментарий от наталья чистякова
15.01.2022 20:23
С чего начинается Родина: проблемы патриотов
Новый комментарий от С. Югов
15.01.2022 20:00
Сладкое слово «инквизиция» душе покоя не даёт!
Новый комментарий от Константин В.
15.01.2022 19:49
Кизляр. 09.01.96.
Новый комментарий от Русский Сталинист
15.01.2022 15:21
Встреча с Папой – большой соблазн
Новый комментарий от Бармалей
15.01.2022 14:42